Система противотуберкулезной помощи в Российской Федерации

Система противотуберкулезной помощи в Российской Федерации представлена сетью медицинских учреждений противотуберкулезной службы и учреждениями ОЛС МЗ и СР, других министерств и ведомств.

Система имеет трехуровневую структуру и охватывает федеральный уровень, уровень субъектов федерации и муниципальный уровень. Функции, роль и ответственность медицинских учреждений каждого уровня отличаются, их функции отражают широкий спектр практических задач противотуберкулезной работы и определяют обязанности работников здравоохранения на каждом уровне системы противотуберкулезной помощи.

Специализированная противотуберкулезная служба

Федеральный уровень

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет нормативно-правовое регулирование оказания противотуберкулезной помощи в стране, а также координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Федеральное агентство отвечает за реализацию противотуберкулезных мероприятий в стране, а Федеральная служба по надзору осуществляет контроль и надзор за выполнением этих мероприятий.

К федеральному уровню противотуберкулезной службы относятся 5 НИИ туберкулеза и фтизиопульмонологии, 4 из них подчиняются агентству Министерства здравоохранения и социального развития и один (ЦНИИТ - Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза) Российской академии медицинских наук. Они оказывают организационно-методическую помощь в борьбе с туберкулезом регионам, входящим в их зоны курации (Приказ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию от 04.05.05 № 343 «О реализации мероприятий подпрограммы «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России» Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 гг.)»).

Уровень субъектов Федерации

Уровень субъектов Федерации представлен областными, краевыми, республиканскими и окружными противотуберкулезными диспансерами (ПТД), туберкулезными больницами и санаториями. Сотрудники головного диспансера координируют проведение противотуберкулезных мероприятий во всех муниципальных районах и городских округах.

В соответствии с приказом МЗ и СР РФ от 13.10.05 г. № 633 «Об организации медицинской помощи» фтизиатрическая специализированная медицинская помощь может быть организована в учреждениях здравоохранения субъектов РФ (областная, краевая, республиканская, окружная больница, специализированная больница, госпиталь, центр).

Муниципальный уровень

В настоящее время в городах сохраняются городские, в больших районах области -районные ПТД. Если в районе нет диспансера, то в структуре центральной районной

больницы (ЦРБ) находится противотуберкулезный кабинет (ПТК) или отделение. На районном (городском) уровне чаще всего проводится диагностика туберкулеза, там же больные могут завершать курс лечения. На муниципальном уровне осуществляется совместная работа с медицинскими учреждениями общей лечебной сети, куда пациент обращается за первичной помощью, и с противотуберкулезными учреждениями областного уровня, куда больной туберкулезом переводится для дальнейшей диагностики и лечения.

Роль и функции врачей-фтизиатров на уровне муниципального района (городского участка)

1. Выявление и диагностика больных туберкулезом:

  • Методическая помощь в организации профилактических медицинских осмотров населения района в целях выявления туберкулеза и контроль за их проведением.
  • Методическая помощь в организации и контроле выявления туберкулеза методом микроскопии мокроты.

2. Мониторинг туберкулеза: регистрация больных туберкулезом, учет и отчетность в соответствии с утвержденными учетно-отчетными формами.

3. Диспансерное наблюдение больных туберкулезом и лиц из групп диспансерного наблюдения.

4. Организация и проведение контролируемого лечения больных туберкулезом - районный (участковый) фтизиатр должен:

  • назначить больному туберкулезом правильный стандартный режим лечения;
  • организовать контролируемую (прием противотуберкулезных препаратов под контролем медработника) непрерывную химиотерапию на протяжении всего курса лечения;
  • обеспечить сбор, транспортировку и микроскопию мокроты для проведения культурального исследования в сроки, соответствующие утвержденной схеме обследования;
  • проводить контрольное обследование и оценку эффективности химиотерапии;
  • организовать поиск больного и возобновление лечения в случае досрочного прекращения химиотерапии.

5. Учет запаса противотуберкулезных препаратов, контейнеров для сбора мокроты, предметных стекол, лабораторных реактивов и учетно-отчетных форм на муниципальном уровне.

6. Разработка и проведение мероприятий по санитарному просвещению и обеспечение необходимыми обучающими материалами больных туберкулезом и населения.

7. Проведение противоэпидемической работы в очагах туберкулеза.

8. Оказание помощи медработникам районных (городских) учреждений первичной медико-санитарной помощи в расширении возможностей по выявлению случаев туберкулеза и организации контроля за химиотерапией больных туберкулезом.

Первичная медико-санитарная помощь в борьбе с туберкулезом в Российской Федерации

Медицинские работники первичной медико-санитарной помощи (ВОП/СВ, участковые терапевты, участковые педиатры, участковые медицинские сестры, фельдшера) принимают активное участие в оказании противотуберкулезной помощи населению: участвуют в раннем выявлении лиц с подозрением на туберкулез, своевременном направлении их к фтизиатрам для подтверждения диагноза и лечения и осуществляют контроль химиотерапии в соответствии с Приказом МЗ РФ от 21 марта 2003 г. № 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации» (Приложение № 1 «Инструкция по централизованному контролю за диспансерным наблюдением больных туберкулезом», п. 2.2).

Амбулаторное лечение может быть организовано:

  • в центральной районной больнице (кабинет участкового фтизиатра) - для больных, проживающих в районном центре;
  • на фельдшерско-акушерском пункте, в сельских участковых больницах, амбулаториях, с учетом удобства транспортного сообщения;
  • в отдельных случаях - на дому у больного.

Пациенты с симптомами респираторных заболеваний обращаются в лечебные учреждения первичной медико-санитарной помощи - в поликлиники, ОВП, СВА, ФАПы, где происходит первичный осмотр и выявление больных туберкулезом. Пациенту с подозрением на туберкулез проводится первичная диагностика в течение 2 3 дней (исследование 3 мазков мокроты и рентгенологическое исследование легких) в учреждениях общей лечебной сети - поликлиниках, ЦРБ или городских больницах. С результатами исследований ВОП/СВ или участковый терапевт направляют пациента к фтизиатру на консультацию для подтверждения диагноза.

Большинство больных интенсивную фазу лечения проходят в условиях туберкулезного стационара. Во время интенсивной фазы, как правило, у больного прекращается бак-териовыделение, и в фазе продолжения лечения он не представляет эпидемической опасности для окружающих. Лечение в фазе продолжения может проводиться на уровне первичной медико-санитарной помощи под руководством фтизиатра.

Роль и функции ВОП/СВ и участковых терапевтов

Большинство пациентов с характерной симптоматикой обращаются за первичной медицинской помощью к ВОП/СВ и участковому терапевту, которые должны своевременно заподозрить туберкулез у больного, провести физикальное исследование, выяснить жалобы и собрать анамнез, назначить микроскопию мокроты и рентгенологическое исследование. Правильные действия ВОП/СВ и участковых терапевтов, направленные на выявление больных туберкулезом, способствуют более ранней диагностике и началу лечения, тем самым уменьшая трансмиссию возбудителя туберкулеза, поскольку не выявленный и не получающий лечения больной активным туберкулезом за год способен заразить от 10 до 15 человек.

В соответствии с нормативными документами, регламентирующими профессиональную деятельность, в обязанности ВОП/СВ (Приказ МЗ РФ от 26.08.1992 г. № 237 «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)». Приложение 3 «Квалификационная характеристика врача общей практики (семейного врача)») и участкового терапевта (Приказ МЗ и СР РФ от 7.12.2005 г. № 765 «Об организации деятельности врача-терапевта участкового») могут входить следующие задачи по проведению противотуберкулезных мероприятий в первичной медико-санитарной помощи:

1. Выявление и диагностика

  • заподозрить туберкулез у больного с характерными жалобами, анамнезом и объективными симптомами и своевременно принять необходимые меры;
  • обеспечить качественный сбор мокроты для проведения микроскопического исследования. Каждый пациент, у которого наблюдается кашель с выделением мокроты более 2 3 недель, должен сдать 3 образца мокроты для проведения микроскопии на наличие кислотоустойчивых микобактерий (КУМ);
  • направить больного на рентгенологическое исследование органов грудной клетки.

2. Лечение

  • организовать контроль химиотерапии больных туберкулезом на амбулаторном этапе под прямым наблюдением медицинских сестер, фельдшеров. Функция назначения лечения и контроль его проведения осуществляются фтизиатром;
  • немедленно сообщать фтизиатру о любых случаях досрочного прекращения лечения или возникновения сложностей в проведении непосредственного наблюдения за лечением;
  • объяснять пациентам, что туберкулез излечим при регулярном приеме всех препаратов и соблюдении необходимой длительности лечения.

3. Профилактика

  • наблюдать за лицами из групп высокого риска развития туберкулеза (Постановление Правительства РФ от 25.12.01 № 892 «О реализации Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».);
  • проводить ревакцинацию БЦЖ и туберкулинодиагностику у детей (для ВОП/СВ);
  • наблюдать, чтобы все лица из контакта с больным туберкулезом были обследованы, включая проведение туберкулинодиагностики у детей;
  • проводить дополнительную диспансеризацию, направленную на раннее выявление и профилактику социально значимых заболеваний, в том числе ТБ (Приказ МЗ и СР РФ от 22.03.2006 г. № 188 «О порядке и объеме проведения дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях».).

4. Организационные мероприятия включают организацию работы персонала, маршрута пациента и ведение учетно-отчетной документации

  • направлять пациентов с подозрением на туберкулез к фтизиатру для подтверждения диагноза и назначения лечения;
  • организовать передачу собранного диагностического материала для проведения исследования в клинико-диагностическую лабораторию;
  • поддерживать связь с фтизиатром, чтобы знать диагнозы пациентов, направленных учреждением первичной медико-санитарной помощи для установления диагноза, и решать вопросы, возникающие при проведении химиотерапии;
  • руководить работой сестринского персонала ОВП и врачебного участка по проведению противотуберкулезных мероприятий;
  • участвовать в оказании медико-социальной помощи больным туберкулезом совместно с органами социальной защиты;
  • вести учетные формы по туберкулезу:
  1. 058-у «Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку» заполняется и пересылается в течение 24 часов в ПТД или ПТК и центр Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) по месту прописки и проживания больного, если по результатам микроскопии, проведенной в первичной медико-санитарной помощи, установлено выделение КУМ.
  2. 089/у-туб «Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом активного туберкулеза, с рецидивом туберкулеза» заполняется врачом в каждой медицинской организации на каждого больного по месту его выявления на случай впервые выявленного заболевания или рецидива. Извещение пересылается в ЦГСЭН, дубликат - в ПТД по месту фактического проживания больного.
  3. № 05-ТБ/у «Направление на проведение микроскопических исследований на туберкулез».
  4. № 01- ТБ /у «Медицинская карта лечения больного туберкулезом», табл. 14 «Результаты исследований», табл. 15 и 18 «Прием суточных доз».
  5. № 04-1- ТБ /у «Журнал регистрации материала, собранного для микроскопических исследований на туберкулез», ведется персоналом лаборатории ОВП и поликлиник, СВА, ФАПа.
  6. № 04-2- ТБ /у «Сопроводительный лист доставки диагностического материала для микроскопического исследования на туберкулез» (Приказ МЗ России от 13 февраля 2004 г. № 50 «О введении в действие учетной и отчетной документации мониторинга туберкулеза»).

5. Санитарно-просветительная работа

  • проводить санитарно-просветительную работу среди населения: рассказывать о признаках и симптомах туберкулеза, о причинах, по которым необходимо обращаться за медицинской помощью сразу после появления таких симптомов.

Взаимодействие ВОП/СВ и участковых терапевтов с врачами-фтизиатрами

ВОП/СВ и участковые терапевты взаимодействуют с врачами-фтизиатрами на районном (городском) уровне. Конструктивное взаимодействие работников первичной медико-санитарной помощи и фтизиатров во многом определяет успех раннего выявления и лечения больных туберкулезом. Если к ВОП/СВ или участковому терапевту обратился пациент с характерными для туберкулеза симптомами, его необходимо обследовать (трехкратное микроскопическое исследование мокроты, рентгенологическое исследование органов грудной клетки). Если после получения результатов исследований подозрение на туберкулез сохраняется, пациент должен быть направлен к фтизиатру для дальнейшего обследования и уточнения диагноза.

Если диагноз больного был неясен и учреждение первичной медико-санитарной помощи, направившее больного к фтизиатру, не получает сведения об окончательном диагнозе, следует сделать запрос, чтобы убедиться, что пациент закончил обследование.

Как правило, после окончания интенсивной фазы лечения в стационаре больной продолжает химиотерапию в амбулаторных условиях. Химиотерапия может проводиться врачебным и сестринским персоналом в ПТД или ПТК ЦРБ, а также в амбулаторно-поликлинических учреждениях первичной медико-санитарной помощи под руководством и контролем фтизиатров. В тех случаях, когда непосредственное наблюдение за химиотерапией проводится на уровне первичной медико-санитарной помощи, фтизиатр согласует этот вопрос с работниками соответствующего учреждения первичной медико-санитарной помощи примерно за 2-3 недели до выписки больного из стационара, чтобы была проведена подготовительная работа (переданы противотуберкулезные препараты, учетная форма № 01-ТБ/у «Медицинская карта лечения больного туберкулезом», проведен инструктаж медицинского работника первичной медико-санитарной помощи по методике контроля за приемом препаратов).

Если медицинские работники первичной медико-санитарной помощи участвуют в контроле химиотерапии больных туберкулезом, они должны поддерживать постоянную связь с районным (городским участковым) фтизиатром, информируя его о том, как продвигается лечение, и обсуждая любые возникающие вопросы. Кроме того, ВОП/СВ и участковый терапевт должны направлять больного на исследование мокроты и контрольные визиты к фтизиатру. После завершения лечения они должны сообщить о результате в противотуберкулезной службу и вернуть заполненную карту 01-ТБ/у «Медицинская карта лечения больного туберкулезом», которая была заведена противотуберкулезной службой в начале химиотерапии.





2017 © Falcon BERGMAN



Яндекс.Метрика